Общество
 
05.03.2012Кто старается, тот добивается. Или некоторые проблемы высшего образования в Кыргызстане

Почти год я, можно сказать, почти изнутри наблюдаю за проблемами высшего образования в Республике Кыргызстан. Мне это интересно не только потому, что я сам веду спецкурс на факультете журналистки МГУ имени М.В.Ломоносова. Интерес вызван еще и тем, что Американский университет Центральной Азии (АУЦА) оказал мне честь и доверие стать консультантом одного из своих новых проектов.

Но о проекте – чуть позже. Для начала – о проблемах. Хорошо уже то, что о них пишут в СМИ. Как-то попалась замечательная подборка высказываний уважаемых людей на тему платного высшего образования. Приведу несколько примеров для наглядности.

Асылбек Айдаралиев, академик, председатель попечительского совета Международного университета Кыргызстана:

- Постановлением бакиевского парламента запрещается повышать плату за обучение. Поэтому она в вузах сегодня в 2-3 раза ниже себестоимости…

Кыргызстан - единственная страна, где учебные заведения облагаются налогами. Налог на спецсредства незаконен. Идет двойное налогообложение, так как родителями студентов налог уже уплачен.

У вузов нет средств не то, что на развитие - на учебники и компьютеры, многие из них не могут вовремя выплачивать сотрудникам зарплату и делают это из бюджета следующего года. Тем самым они еще больше увязают в долгах. Такие вузы развалятся через год-два.

Толобек Камчыбеков, ректор Кыргызского экономического университета:

- Стоимость образовательных услуг нужно повысить до $1 тысячи (наверное, имеется в виду за год – прим.автора). Сегодня идут учиться все, кому не лень. Родители попусту тратят деньги. Многие продают последнюю скотину, чтобы дать детям высшее образование. Это себя не оправдывает. Во-первых, нет рабочих мест. Во-вторых, в вузы приходят неподготовленные абитуриенты. Вот прошлогодний пример: министерство установило порог для поступления на контрактное отделение в вузы в 110 баллов, а после и вовсе снизило его до 80. Это просто безобразие!

Рысбек Нургазиев, ректор Кыргызского национального аграрного университета имени К.Скрябина:

- Стоимость обучения рано или поздно должна быть повышена. Во-первых, с учетом инфляции, во-вторых, с целью стимулирования кадров. Ведь сегодня зарплата молодого преподавателя - на уровне 6 тысяч сомов, а профессора - 10 тысяч.

…Видно, что уважаемые люди, каждый по-своему, но болеют за дело. Потому что, видимо, хорошо понимают смысл киргизской пословицы: кындыр иш кырк жылдан сон да билинет - дурное дело и через сорок лет обнаружится.

Дурное дело в процессе образования скажется гораздо раньше. И обернуться оно может печальными последствиями в разных сферах жизнедеятельности страны.

К слову. В конце февраля этого года правительство Кыргызстана под руководством О.Бабанова представило на суд общественности 40 национальных проектов для развития экономики Кыргызстана: как было сказано, « для развития стратегических отраслей и создания основ для долгосрочного развития страны». Их общая стоимость - $8,3 миллиарда.

Из 40 национальных проектов 10 относятся к дорожно-транспортной инфраструктуре, 5 - к области связи и информатизации, 4 - к недропользованию, 8 - к энергетике, 1 - к строительству, 5 - к сельскому хозяйству, 6 - к ирригации и 1 - к автоматизации государственного обслуживания.

Как видим, высшее образование в список не попало. Наверное, кто-то решил, что подъем экономики Кыргызстана вполне возможен и без высшего образования.


Новый проект

Признаюсь, меня очень заинтересовал проект создания Академии нового поколения при Американском университете Центральной Азии (АУЦА) в Бишкеке. Во-первых, потому, что подобных проектов на территории Кыргызстана раз -два и обчелся. Во-вторых, потому что проект нацелен на бесплатное обучение малоимущих выпускников средних школа в вузе, что для бедного Кыргызстана немаловажно. В-третьих, потому что спонсор проекта вообще не афиширует свое участие…

Скажу сразу, что с разрешения АУЦА я вместе с сотрудниками Академии побывал в нескольких (около десятка) школах республики, где проводились презентации проекта: это Иссык-Кульская, Чуйская и Нарынская области.

На что обращаешь внимание сразу в этих школах? На отсутствие компьютеров. А там, где они есть, нет подключения к сети интернет.

На отсутствие и/или недостаток учителей и учебников.

На бедное оснащение самих школ.

На холод в классах.

…И при всем этом – огромное желание детей учиться в вузах страны.

По разным данным, в Кыргызстане молодежь составляет больше полутора миллионов человек. Понятное дело, что будущее страны – в их руках. Это от уровня их образования зависит то, каким будет Кыргызстан завтра и послезавтра.

Конечно, вузов в стране немало – около полусотни. Но не во всех из них достаточно высокий уровень преподавания – об этом говорят сами ректоры вузов. На их фоне АУЦА выделяется в лучшую сторону. Вот лишь несколько цифр. В среднем университет инвестирует в обучение каждого студента около 150 тысяч сомов в год. (Для сравнения: в государственных вузах на обучение одного студента тратится всего около 15 тысяч сомов.) Эти деньги привлекаются за счет спонсоров и грантодателей. В 2011/12 учебном году бюджет АУЦА составил 240 миллионов сомов. Из них всего 68 миллионов поступило от кыргызстанских студентов, что составляет 28 процентов от общего бюджета университета, хотя из 1100 студентов более 80 процентов — граждане Кыргызстана. 124 кыргызстанских студента учатся в АУЦА бесплатно. А с 2012 года благодаря поддержке спонсора 70 студентов из регионов получат возможность сначала в течение года бесплатно учиться на подготовительных курсах университета, а 15 из них – и дальше, уже в течение четырех лет.

Обо всем этом президент АУЦА Эндрю Вахтел сообщал недавно корреспонденту одной из газет и на пресс-конференции в январе. При этом сам г-н Вахтел в разговоре со мной не скрывал, что и у них в вузе есть некоторые недостатки. К примеру, есть проблемы с качеством преподавания на некоторых факультетах. А у кого их нет?

Но жизнь не стоит на месте. Кадры обновляются, появляются новые проекты.

И один из них – Академия нового поколения. Особенность проекта в том, что финансовая помощь будет оказана не всем и каждому (это непосильно для государства, что уж говорить об одной компании-спонсоре), а достойным выпускникам, не имеющим достаточных средств для оплаты обучения в вузе. Обучаться в АНП смогут и те, кто не нуждается в финансовой поддержке, но при этом отвечает всем требованиям к поступлению в Академию и сможет эффективно использовать дополнительный год обучения для лучшей подготовки к поступлению в университет.

Заместитель министра образования республики Гульжигит Соронкулов, узнавший об этом проекте, отметил в качестве положительного тот факт, что организаторы проекта заранее начали отбор заявок , то есть, предусмотрели возможность дальнейшего участия выпускников средних школ в предэкзаменационной подготовке к поступлениям в другие вузы страны: ведь не все желающие смогут пройти этапы отбора в академию.

Сейчас о проекте знают многие – и в министерстве, и в областных и районных отделах образования, и среди политиков, и в самих школах. Приходят заявки, их рассматривает специальная комиссия. В сентябре, как и положено, начнутся занятия.

…Хорошо бы, если бы таких проектов было много. Ведь вложение денег – государственных ли, спонсорских ли – в образовательные проекты - это вклад в будущее страны.

Григорий Пасько, независимый журналист  г.Москва

www.madein.kg


Источник: http://s017.radikal.ru/i426/1202/0b/b4312a9f11d5.jpg

http://i047.radikal.ru/1202/99/a187c225f552.jpg

http://i037.radikal.ru/1202/90/28278dbe2c75.jpg

http://s16.radikal.ru/i191/1202/7d/855aa3841c41.jpg

http://auca.kg/ru/nga/

Теги: Образование   Общество   
По теме