Соседи
 
23.10.2017Казахский парадокс: топливный дефицит в нефтяной стране

В самой богатой углеводородами стране Центральной Азии – Казахстане вот уже целую неделю ощущается острая нехватка топлива, хотя проблемы с ГСМ есть уже больше месяца. Даже в крупнейшем мегаполисе страны – Алматы бензин отпускают по талонам. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, увидев, что ситуация обостряется, а народное недовольство растет, вызвал на ковер министра энергетики Каната Бозумбаева, который получил строгий выговор за срыв поставки топлива на АЗС страны. Сам Бозумбаев наличие дефицита ГСМ отрицает, утверждая, что в стране есть запас из топлива в размере 138 000 тонн. При этом министр сразу же оговорился, что его судьба находится в руках президента.

Тем временем от занимаемой должности был освобожден вице-министр энергетики Асет Магауов. Накануне премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев неожиданно устроил на заседании правительства форменный разнос за нехватку топлива в стране.

«Обращаю внимание всех министров – вы несете полную персональную ответственность за состояние дел во вверенных вам отраслях. Вам даны все необходимые полномочия и возможности. Перекладывание ответственности на других не принимается. Отвечаете персонально. Заранее знали, еще в мае было написано письмо, что переносится ремонт Павлодарского нефтеперерабатывающего завода с весны на осень, все прекрасно понимали, что будут друг за другом поочередно останавливаться два завода. И можно было прояснить ситуацию, заранее просчитать – какой объем, откуда, в какие регионы мы должны будем завозить. А не заниматься этим в сентябре. На пустом месте создали напряженность», – заявил премьер-министр Казахстана.

Причины дефицита

Собственно, причиной дефицита является несколько факторов – с одной стороны, действительно на ремонт встали сразу два крупнейших нефтеперерабатывающих завода страны – Атырауский и Павлодарский, с другой – Казахстан крайне зависим от импорта топлива из России, почти треть рыка НСМ обеспечивается за счет северного соседа. И если в России повышаются цены на бензин или большая его часть идет на внутренний рынок, то Казахстан сталкивается с острой нехваткой топлива. Такая ситуация повторяется из года в год уже несколько лет подряд. В действительности Казахстан мог бы обеспечивать себя бензином на 100%, при условии полной модернизации трех действующих НПЗ и строительстве четвертого.

Эксперты полагают, что местный бизнес не заинтересован в увеличении объема поставок топлива на внутренний рынок, так как гораздо выгоднее эти объемы отправлять на экспорт и получать куда больше, чем от реализации ГСМ внутри страны. Строительство же четвертого НПЗ властями в итоге было признано нецелесообразным. В итоге цена на бензин только за последние полмесяца поднялась почти на 10%, в свою очередь, это привело к росту цен на продукты питания и хлеб. В свою очередь, российские поставщики подняли стоимость тонны бензина почти на $60. Более того, на данный момент в России сокращается производство нефтепродуктов из-за ремонта Уфимской группы НПЗ и планируется ремонт Омского НПЗ.

В свою очередь, компания «Разведка Добыча «КазМунайГаз» в первом полугодии 2017 года сократила объемы переработки на отечественных НПЗ на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В январе – июне 2016 года компания поставила на внутренний рынок 2,65 млн тонн нефти, в январе – июне 2017 года – 2,29 млн тонн нефти.

Даже согласно официальной статистике, цены на автомобильное топливо в этом году резко выросли, если сравнивать с ситуацией в 2015–2016 годах. Бензин в этом году дорожает с такой же скоростью, что и в 2014-м – в сентябре 2017-го по сравнению с декабрем 2016-го уровень цен на бензин поднялся на 8,7%. Для сравнения: за аналогичный период 2016 года стоимость топлива увеличилась на 1,5%, в 2015 году – на 4,5%. За месяц (сентябрь к августу 2017-го) цены на АИ-92 поднялись на 3,1% – это самый резкий уровень месячного прироста цен с января 2016 года.

Более всего цены на бензин подскочили в Западном Казахстане – в сентябре по сравнению с декабрем 2016 года автомобильное топливо подорожало на 10,6%, годом ранее прирост цен в регионе составлял всего 0,9%. Резкое подорожание зафиксировано в Северо-Казахстанской области – на 9,8%, ВКО – на 9,7% и Карагандинской области – на 9,6%.

Казахстанский нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов отмечает, что перебои с поставкой топлива на АЗС связны с отставанием в модернизации НПЗ, а оно выгодно лоббистским группам, иначе никак нельзя объяснить, что впервые вопрос об этом был поставлен еще в 2006 году, и предполагалось, что уже в 2010 году все заводы будут модернизированы. Однако в 2010 году переоснащение НПЗ продлили еще на 4 года, потом обещали, что доведут проекты до запуска к 2015 году, и до сих пор каждую осень их ремонтируют в тот момент, когда в стане начинается посевная.

«Здесь сошлось несколько факторов. Во-первых, действующие месторождения начинают истощаться, себестоимость казахстанской нефти высока, элементарно нет сырья. Во-вторых, на обеспечение внутренней потребности в нефтепродуктах профильные компании не настроены. Все это сказывается на вялом интересе Минэнерго модернизировать нефтеперерабатывающие заводы. Свои интересы лоббируют оптовики, которым полное покрытие дефицита в топливе казахстанскими НПЗ невыгодно. Все эти закулисные игры ведут к тому, что в последние три года Казахстан постоянно сталкивается в самый разгар посевной с дефицитом топлива», – заметил Сергей Смирнов.

Экономист Петр Своик считает, что причина кроется в том, что государство в состоянии успешно работать на вывоз.

«Надо смотреть правде в глаза: в Казахстане слишком малый рынок и слишком бедное население, чтобы обеспечить коммерческую окупаемость любого проекта собственного обеспечения ГСМ, даже имея море собственной нефти. Модернизация действующих или строительство новых НПЗ – это всего лишь варианты, про которые заранее можно сказать, что все они слишком дороги, чтобы окупиться на таком скудном рынке».

По мнению директора департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Куаныша Кудайбергенова, колебания цен на топливо носят сезонный характер.

«Колебания цен связаны с увеличенным спросом и ограничением предложения из-за остановок завода. Не было необоснованного повышения цен на светлые нефтепродукты. Насколько нам известно, сейчас ведется какое-то дело в отношении заправщиков, которые в свое время подняли цену одновременно. С ноября потребление топлива уменьшится по сравнению с нынешним периодом. Цена нормализуется, в первую очередь по дизельному топливу, из-за снижения ставки акциза на ДТ порядка на семь тенге. Бензин АИ-92 вернется на прежний уровень в районе 143-144 тенге за литр».

Источник:kaktakto.com

madein.kg


Теги: ГСМ   Кризис   Казахстан   
По теме