Экономика
 
27.11.2008Т.Дыйканбаева: «Кыргызстан не затянет в воронку финансового кризиса. Но, проблемы, безусловно, будут».

Недавно в Белом Доме состоялось рабочее совещание по обсуждению мер защиты экономики Кыргызстана от негативных последствий мирового экономического кризиса, с участием главы государства и предпринимателей. Президент высказался о необходимости защиты бизнеса и его всесторонней поддержке, а также поручил правительству противостоять новым вызовам и угрозам мирового финансового кризиса. В этой связи, www.madein.kg попросил прокомментировать очередной диалог бизнеса и власти директора Института экономики им. академика Дж.Алышбаева Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктора экономических наук Токтобюбю Дыйканбаевой.

- Итак, Курманбек Бакиев, вновь гарантировал бизнес-сообществу всестороннюю поддержку cо стороны государства, чтобы сохранить его деловую активность. Глава государства, дал поручения премьеру И. Чудинову в сжатые сроки подготовить пакет законопроектов о защите прав собственности, сохранению депозитов вкладчиков, льготном кредитовании субъектов МСБ и т.д.
В то же время, глава государства напомнил предпринимателям и об их обязательствах. Как вы считаете, насколько реализуются ожидания обеих сторон?

- Вопросы улучшения условий для легального ведения бизнеса обсуждаются в стране многие годы. Справедливости ради скажу, что в последние годы в этом направлении сделаны конкретные шаги. Я имею в виду принятие ряда нормативных актов по улучшению входа на рынок, сокращению количества проверок. Параметры новой редакции Налогового кодекса явились результатом диалога (возможно жесткого, но реалистичного) с бизнесом. Поэтому предложенные Президентом меры, по защите гарантий и прав на частную собственность хороший знак. Хотя при этом оговорюсь, что реальное изменение сложившейся в этой области ситуации вряд ли осуществится быстро.

Ну, во-первых, у нас в этом вопросе отсутствуют укорененные традиции, во-вторых, это кроме прочего требует мер по созданию независимой и по возможности не коррумпированной судебной системы. Но еще раз скажу, сам факт нацеленности на решение данных вопросов обнадеживает. Реализуются или нет ожидания обеих сторон, будет зависеть от того, установится ли взаимное доверие между властью и бизнесом.

Ведь даже самое идеальное законодательство не улучшит бизнес-среду, если законы не будут исполняться, либо будут исполняться избирательно. Поэтому бизнес должен поверить, что власть будет прилагать все усилия к их полному исполнению, а Правительство должно поверить, что, получив облегчения, предприниматели начнут вести себя более ответственно, уплачивая требуемые налоги и не воруя электроэнергию. Проще говоря, не будут вести себя как мародеры на оккупированной территории.

- Глава государства высказался о необходимости изменения структуры правительства, и предложил учредить Президиум правительства. Данная структура призвана принимать конкретные и оперативные решения от имени кабинета министров. Насколько целесообразно ее создание, и не будет ли она дублировать существующие госорганы?

- Я думаю, все будет зависеть от того, насколько четко будут разграничены функции. И будем надеяться, что создание Президиума Правительства не потребует дополнительных бюджетных средств. Но в целом я отношусь к идее скептически (учитывая низкую эффективность бюрократии вообще и киргизской в особенности).

- Президент подчеркнул, что стране нужно продвигать начатые реформы, чтобы вывести страну из кризиса. Для этого нужны конкретные программы. Как вы считаете, с каких приоритетных секторов экономики нужно начать в первую очередь?

- На самом деле большинство наших отраслей числится в приоритетах. Если почитать ежегодные совместные заявления Правительства и НБ КР, то приоритеты у нас и горнодобывающая промышленность, и туризм, и сельское хозяйство, и энергетика, и др. Но на самом деле реальным приоритетом была только аграрная отрасль, поскольку получала поддержку от государства в виде освобождения от налогов. Результат – 80% товарного рынка заполнено импортными продуктами питания. Комментарии излишни. Поэтому сегодня выбор приоритетов должен быть серьезно осмыслен.

Мне представляется, что сегодня приоритеты государства должны носить общий, а не отраслевой характер, к примеру, накопление капитала, рост производительности труда, качество образования, рост промышленной составляющей в сфере малого и среднего бизнеса. Необходимо уже серьезно задуматься над формированием промышленной политики, взяв за основу ту же, динамично развивающуюся швейную отрасль. Я, честно говоря, не могу согласиться с высказываемыми в последнее время заявлениями о падении спроса на нашу продукцию в связи с последствиями финансового кризиса в России. В России заработки, конечно, сокращаются, но в первую очередь у высокодоходных групп, а это означает падение спроса на дорогую продукцию мировых брендов. Но поскольку одеваться люди все равно будут, спрос будет переключаться на более дешевую, но качественную продукцию. А это дает дополнительные возможности для швейников Кыргызстана. Так было в период рецессии 70-х годов прошлого столетия на Западе, позволившей странам Юго-Восточной Азии завоевать западный рынок. Вы думаете, они пришли туда сразу с наукоемкой технологической продукцией. Нет, они пришли с париками, купальниками, футболками, и ценовое преимущество в период рецессии позволило им завоевать рынок и дать толчок ускоренному развитию собственных экономик.

Понятно, что наша швейная отрасль практически в тени, согласитесь, что 2 млрд. сомов легального экспорта, это мизер. Однако, учитывая, что развитие в последние годы идет очень бурно, я полагаю, что они уже подошли к пределам накопления капитала, когда дальнейшее расширенное воспроизводство возможно только при легальном статусе. Поэтому государству важно грамотно воспользоваться ситуацией, с тем, чтобы помочь легализоваться и удержать рынок, на котором уже появились серьезные конкуренты из Белоруссии и Армении. Ну а в дальнейшем, учитывая развитие Fashion-сегмента, думать о создании условий для появления цепочек по добавленной стоимости.

- Отдельные аналитики уже предсказывают отток капиталов и спад интереса к Кыргызстану со стороны инвесторов. Однако доноры на встрече с Президентом дали понять, что готовы поддержать республику и даже переориентировать отдельные проекты под нынешние реалии. Насколько это реалистично?

- Я, честно говоря, не могу согласиться с мнением о предстоящем оттоке капитала, скорее всего, сократится приток. Что касается спада интереса иностранных инвесторов к Кыргызстану, то я думаю, нам пора уже согласиться с тем, что мы обладаем ограниченными возможностями по привлечению иностранного капитала. В объеме внешних инвестиций у нас всегда значительную часть составляет иностранный кредит. И дело тут не в финансовом кризисе.

Что же касается обещаний представителей донорских организаций, то люди они весьма ответственные и встречались они не с челноком «Акматом», а с Президентом страны. Поэтому, раз дали понять - значит это реалистично.

- Поговорим о банковском секторе республики. Пока этот сектор сильно не пострадал от последствий мирового финансового кризиса, из-за отсутствия доступа к длинным кредитам. Как можно защитить его в дальнейшем?

- Не создавая в обществе напряжения на пустом месте. Стабильность банковской системы во все времена зависела от поведения вкладчиков. Любой студент, державший в руках классический западный учебник по банковскому делу, может рассказать вам, как со времен Римского императора Тиберия и до наших дней цепь случайных совпадений и слухов порождали панику, хоронившую под собой банковские системы.

Что касается остального, меня, к примеру, беспокоит концентрация значительной части банковского капитала в руках представителей иностранного государства, более подверженного финансовому кризису, чем мы. Но мне представляется, что в руководстве НБ КР сидят грамотные люди, которые это отслеживают и принимают соответствующие меры.

- На совещании Президент подверг резкой критике работу правительства, действия и высказывания отдельных министров. Как итог – последовала кадровые перестановки, и в частности, отставка Сапарбека Балкибекова с поста главы Минпромэнерго. На ваш взгляд, данный шаг сможет смягчить энергетический кризис постигший республику?

- Будем надеяться. Существующий объем потерь электроэнергии говорит, что отрасль нуждается (для начала) в элементарном наведении порядка. Только 10% сокращения потерь, могут дать серьезный, ощутимый эффект. К сожалению, сегодня в энергосистеме сложилась коррупционная схема, в которую вовлечены очень многие, включая население. Нужна новая система учета и контроля, которая как можно меньше бы подвергалась воздействию человеческого фактора. Будем надеяться, что новые управленцы принесут более качественный менеджмент.

- По прогнозам специалистов очередная волна финансового кризиса достигнет своего пика уже будущей весной. Какие меры должно предпринять правительство, чтобы защитить и без того уязвимую экономику страны?

Финансовый кризис – это как землетрясение. Точную дату его наступления невозможно предсказать. Последние десять лет о наступающем кризисе постоянно говорилось в западных научных кругах, но он обрушился как снег на голову. Что касается сильной уязвимости нашей экономики, то не соглашусь с этим. Институциональная неразвитость нашей экономики сегодня является буфером. Так что в воронку кризиса нас не затянет. Но проблемы, безусловно, будут.

www.madein.kg

Теги: Бюджет   Власть   
По теме