Экономика
 
05.03.2012Продовольственная безопасность в Кыргызстане. Реалии и перспективы

Какие структуры в Кыргызстане отвечают за продовольственную безопасность? На каком, она сегодня уровне? Насколько качество ввозимой и реализуемой в республики продукции отвечает международным стандартам и куда обращаться потребителям в случае приобретения некачественных товаров? Эти и другие вопросы волнуют каждого рядового потребителя, но так и остаются без ответа.

Надо признать, что в последние годы кыргызстанцы, все чаще вынуждены покупать продукцию иностранного производства. И речь идет не о высокотехнологических товарах, а о продуктах первой необходимости. Уже стало привычным, что продавцы и реализаторы на рынках и в магазинах отвечают нам, что мясо привезено из Китая или Индии, яйца из России, яблоки из Ирана, мука из Казахстана, сахар c Украины и т.д.

Сегодня потребитель покупая те или иные продукты, не застрахован от приобретения товаров содержащих ГМО, а то и откровенно некачественных или просроченных. И, не важно, где вы их приобрели – в супермаркете или на базаре. Редко кто из нас отстаивает свои права,при обсчете или покупке контрафакта, а многие и по сей день не знают, куда им обратиться за помощью.

В столице несколько лет успешно действует независимый центр по защие прав потребителей “Вигенс”, однако мало кто из горожан знает, что при мэрии также числится аналогичная структура, которая должна помогать гражданам отстаивать свои права и контролировать недобросовестных предпринимателей. Однако, о существовании этого отдела мы узнаем эпизодически, из СМИ только когда они проводят рейды или выборочные проверки для отчетности. На этом вся их “бурная” деятельность заканчивается. Какова ситуация с защиой прав потребителей в регионах и вовсе неизвестна.

Хотя Кыргызстан традиционно считается аграрной страной и вполне мог бы обеспечивать свои внутренние потребности. Но на сегодняшний день это определение уже становится условным.

Потребители пока еще приобретают готовые продукты, приготовленные из отечественного сырья. Однако в последние годы львиная доля мясной, сельскохозяйственной, молочной и кондитерской продукции вывозится в соседние страны – Казахстан и Россию. Так как производители и фермеры сбывают свои товары туда где выше оптово-закупочные цены.

Начальник отдела развития качества и продовольственной безопасности Министерства сельского хозяйства КР Джумабек Асылбеков отметил, что из-за вхождения Казахстана в Таможенный Союз, у соседей значительно повысились цены на мясо. В пересчете на наши деньги цена на мясную продукцию в РК составляет в среднем 500 сомов за килограмм.

- Понятно, что наши предприниматели, зная, что они могут продавать дороже, поднимают цены и на внутреннем рынке. За пределы республики мясо чаще вывозится живым весом, нередко контрабандным путем. Но мы полностью можем покрывать потребность республики в этом продукте. Например, по нормам, которые дает Нацстатком КР, Кыргызстану необходимо 334 тысячи тонн мяса в год. На деле же, в прошлом году было потреблено 194 тысячи тонн. Но это произошло не из-за дефицита продукта, а из-за его дороговизны. Многие были просто не в состоянии покупать мясо.

В 2011 году Кыргызстан, по словам чиновника, продавал в основном овощи и молоко в страны СНГ. Большую часть продуктов покупали Россия и Казахстан. Однако фермеры, вырастившие овощи, оказались «в пролете». Из-за высокого урожая в странах -импортерах, цены на большинство культур оказались ниже планируемых. В этом году также прогнозируется богатый урожай в этих странах. Чтобы оградить отечественных фермеров от банкротства, минсельхоз КР собирается проводить информационно- рекламную кампанию по сокращению посевов некоторых видов сельхоз культур.

В минсельхозе отмечают, что они ежегодно готовят рекомендации по площадям засевов и культур и направляют их в областные администрации.

- Рынок есть рынок и мы не в праве диктовать предпринимателям. Зачастую фермеры не слушают наших советов и сами выбирают культуру под засевы, - подчеркивает Асылбеков.

Еще одна проблема – перекупщики. Иногда крестьяне просто не могут продать свою продукцию потребителям. На рынках уже давно сложилась своя «мафия», которая препятствует торговой самостоятельности фермеров. Понятно, что с каждым последующим звеном повышается стоимость продуктов. Однако пока влиять на деятельность перекупщиков власти не могут либо не хотят. Вот и вынуждены кыргызстанцы либо покупать дорогое но «свое», либо дешевое, но «китайское».

- У меня нет времени стоять на рынке. Поэтому продаю продукцию оптом с поля, хотя понимаю, что реализуя сам, могу получить за нее значительно больше. Мне кажется, что минсельхозу необходимо больше работать в этом направлении, рекомендовать айыл окмоту помогать крестьянам в сбыте продукции. Так, мои родственники в селе Нижнечуйском посадили в прошлом году капусту, получили хороший урожай, а продать не могут. В селе Александровка сельчане и вовсе отдают морковь по сому за килограмм. Многие фермеры понесли убытки. А ведь они брали кредиты. Несмотря на то, что фермеры вырастили хороший урожай, он сейчас гниет. Казахстан вошел в Таможенный союз, теперь нам необходимо самим растамаживать продукцию. А кто способен это сделать? Исключение - крупные хозяйства, но их не так и много в республике. Есть и такие хозяйства, которые берут в аренду 2-3 гектара земли. Как быть им? - рассказывает фермер Виктор Никонов.

Кыргызстан во многом зависит от мировых цен. Парадокс, но сегодня ситуация такова, что хороший урожай принес немало проблем не только местным фермерам, но и крупным производителям. Они не в состоянии выдержать неравную борьбу с импортной продукцией.

Министр экономики и антимонопольной политики КР Темир Сариев на встрече с руководителями мукомольных предприятий отметил, что казахстанская мука вытесняет с рынков Кыргызстана отечественную продукцию. Во многом это связано с тем, что в Казахстане в рамках программы "Экспорт-2020" государство оказывает поддержку экспортерам, возмещая часть затрат на транспортировку и возвращая НДС, что сказывается на снижении стоимости муки. В Кыргызстане такой поддержки сельхозпроизводителей нет.

К тому же в скором времени планируется ввести таможенные пошлины на ввоз муки в размере 3-4 сомов. Помимо этого, стоимость казахстанской пшеницы составляет 5-6 сомов за килограмм, а местная мука стоит 10-15 сомов. Многие же мукомолы приобрели зерно на пике мировых цен.

Каждый из нас понимает, что продовольственная безопасность республики должна рассматривается не только с точки зрения обеспечения населения продуктами, но и отвечать за безопасность и качество продуктов.

Директор отдела реализации проекта «Сокращение технических барьеров предпринимательству и торговле» Министерства экономики и антимонопольной политики КР Жаныл Туменбаева сообщила madein.kg , что в данное время проводится работа по сертификации товаров местных производителей. Лаборатории уже в этом году получат международные сертификаты, что даст шанс нашим товарам выйти на международный рынок.

- Однако, есть один серьезный барьер для получения производителями подобного сертификата, - поясняет Туменбаева.

- Мы, как государственный орган взяли на себя функцию реализации конечной части процесса – проверку готовой продукции. Однако остается большая проблема в работе Министерства перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства КР, которые должны проводить проверку качества сырья. Так как неизвестно, чем фермеры обрабатывают поля и кормят скот. К тому же в Кыргызстане нет ни одной признанной на международном уровне ветеринарной лаборатории. Выявить запрещенные добавки можно только в готовой продукции. Ответственными за качество выпускаемой пищевой продукции у нас являются Минсельхоз и Минздрав. На мой взгляд, они и должны осуществлять контроль, - считает Жаныл Туменбаева.

В программу планировали заложить и «надзорный» компонент, но из-за недостатка средств пришлось отказаться от этого. В настоящее время в структуре правительства КР создана Государственная инспекция по пищевой, ветеринарной и фитосанитарной безопасности, которая будет осуществлять надзор. На сегодняшний день, данная инспекция находится в стадии становления.

Премьер-министр страны КР Омурбек Бабанов в свою очередь отметил, что продовольственная безопасность страны напрямую связана с ее политической стабильностью.

По его словам, в настоящее время 32% трудового населения республики занимается сельским хозяйством, 67% населения страны живут в сельской местности. Он отметил, что аграрный сектор является одним из динамично развивающихся секторов экономики страны. Однако, основными проблемами этой отрасли остаются дефицит финансирования, морально устаревшая техника и технологии.

В Среднесрочной программе развития страны на 2012-2014 годы, правительство запланировало выделить в текущем году 1 млрд сомов на развитие сельского хозяйства.

- Мы должны направить деньги на развитие сельского хозяйства, чтобы они начали производить продукцию, которой мы обеспечим не только себя, но и другие страны, – подчекрнул Омурбек Бабанов.

- По-сути, мы предоставлены сами себе. Конечно, нам говорят о «рекомендациях» Минсельхоза, но не все к ним прислушиваются. Сегодня необходимо менять подход в работе с сельхозпроизводителями. Проводить работу с фермерами на местах. Если местные власти будут понимать, что понесут персональную ответственность за низкий результат, вот тогда они начнут убеждать и объяснять крестьянам, что сеять и в каких объемах. Необходимо вводить службы, которые бы занимались поиском покупателей на урожай будущего года. Сейчас это делают сами фермеры. Тогда ситуация с переизбытком продукции была бы исключена , - считает руководитель небольшого хозяйства Анвар Калиев.

В стране действует немало программ, проектов и концепций, направленных на укрепление продовольственной безопасности. Но, большая часть из них так и остается на бумаге.

В 2008 году в КР был принят Закон «О продовольственной безопасности» - продовольственной независимости республики и гарантии физической и экономической доступности продовольствия для населения в соответствии с установленными минимальными нормами потребления продуктов питания.

Однако и по сей день фактически по большинству наименований продуктовой линейки Кыргызстан не обеспечивает себя. Хотя, при разумной политике мог бы. Сегодня в структуре ВВП страны большой удельный вес занимают услуги: торговля, транспорт, коммуникации и др. Доля производства в республике очень низка. Даже сельскохозяйственная продукция практически не перерабатывается, а продается «сырьем». Хотя у страны был уникальный шанс вывести свою продукцию на международный рынок.

В 1998 году Кыргызстан стал членом Всемирной Торговой Организации. Для нашей страны с небольшим рынком – это было рывком. Но за эти годы мы так и не смогли в полной мере использовать все преимущества вступления в эту организацию, не задействовали инструменты ВТО для развития и прежде всего экспортного потенциала страны.

Крестьянин сегодня выживает. Не благодаря, а вопреки. Пора отходить от деклараций и громких заявлений, и реально заниматься разрешением их проблем. На деле обеспечивая продовольственную безопасность страны.


Мария Юрьева.


www.madein.kg





Теги: Продовольствие    Реальный сектор   
По теме