Аналитика - Социально-экономическая
 
05.11.2014Когда-нибудь за все диверсионные действия в энергоотрасли страны придется кому-то ответить, - эксперт Э.Карыбеков

За системный развал и коррупцию в энергосекторе республики все равно  придется отвечать, считает эксперт. 

Необходимость разрешения сложной ситуации, сложившейся в ходе реализации совместных российско-кыргызских энергетических проектов, связанных с вопросами рационального размещения и использования топливно- и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, побуждает снова поднять следующий вопрос, говорится в обращении главы международного фонда «Институт по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии» Эрнеста Карыбекова. 

«В декабре 2012 года в одном из своих выступлений я отметил неэффективность выбранных правительствами Кыргызстана и России гидроэнергетических проектов в Кыргызстане. Прошло почти два года, освоение проектов практически находится на нулевом цикле готовности. Складывающаяся в настоящее время ситуация в топливно-энергетическом балансе Кыргызской Республики подтверждает ошибочность планов первоочередного строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Следует отметить, что стоимость проекта Верхне-Нарынского каскада ГЭС явно завышена. Дорогую электроэнергию по цене 7,5 цента за 1 кВт.ч никто из конечных потребителей не купит в Кыргызстане. Китай, который, по предположению инициаторов проекта, должен был купить эту электроэнергию, тоже отказался. Центральноазиатским республикам нужна вода, а не электроэнергия, поэтому они вынуждены принимать электроэнергию вместе с водой только от каскада Токтогульских ГЭС. У исполнителей проектов нет даже, так называемых, «комфортных писем» ни от правительства КР, ни от правительства РФ о том, что они купят электроэнергию от этих ГЭС. Короче говоря, нет потенциального покупателя электроэнергии от вышеуказанных гидроэнергетических проектов», - пишет он. 

Э.Карыбеков предостерег стороны от потенциально возможных коррупционных и экономически сомнительных проектов (строительство Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС), которые могут привести к дискредитации российско-кыргызских отношений. Эти проекты, по его мнению, по многим причинам сегодня малоперспективны, не решают серьезных, накопившихся в регионе водно-энергетических проблем, экономически неэффективны. «Данные проекты в лучшем случае являются следствием торопливости, непродуманности и низкой квалификации готовивших их специалистов. Счетным палатам Российской Федерации и Кыргызской Республики обязательно нужно проверить затраченные кредитные деньги со стороны России в размере 30 млн долларов США на строительство пионерского лагеря В-Н ГЭС. Для сравнения, за 30 млн долларов США в Бишкеке можно построить целый микрорайон. 50% затраченных денег ложатся на плечи кыргызстанцев в виде кредита. Их нужно возвращать», - сказал он. 

Он отметил, что есть другие гораздо более экономически выгодные энергетические проекты со значительно большим экономическим эффектом, решающие серьезные водно-энергетические и социально-экономические проблемы в Центральноазиатском регионе в интересах всех стран. В Центральноазиатском регионе есть много нерешенных вопросов, в частности, вопросы по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов. Э.Карыбеков добавил, что взаимоотношения между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан стали натянутыми после инициативы реализации совместного российско-кыргызского проекта по строительству Камбар-Атинской ГЭС-1. «Вместе с тем, после покупки российским АО «Газпром» кыргызского газового хозяйства с 14 апреля 2014 года ОАО «Узтрансгаз» прекратило поставлять природный газ на Юг Кыргызстана, с тех пор южные области Кыргызстана остаются без природного газа, а отопительный сезон уже начался, при этом население южных областей Кыргызстана в буквальном смысле будет мерзнуть в предстоящий осенне-зимний период 2014-2015 годов. К сожалению, в связи с неправильным управлением электроэнергетической системой Кыргызстана в главном гидроузле Центральной Азии Токтогульском водохранилище уровень воды упал до катастрофического низкого уровня, по этой причине надвигаются массовые веерные отключения потребителей электроэнергии. Это обстоятельство вызывает тревогу в связи с возможностью социального взрыва в стране. Следует учесть, что при этом южные области страны остаются до сих пор без природного газа, а предстоящие веерные отключения электроэнергии еще более усложнят и без того перегретую обстановку в регионе. Это может послужить реальной причиной срыва наших интеграционных проектов вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз (ТС) и евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того, реальный ЕАЭС должен учитывать и интересы Узбекистана, являющегося одним из ключевых государств Центральной Азии и ближайшим соседом Кыргызстана. Центральноазиатский регион обеспечивается транзитами, проходящими через Республику Узбекистан. Это автомобильные, воздушные, железнодорожные, газовые, электроэнергетические, водные и другие сообщения. 

Важнейшие интеграционные проблемы Центральной Азии связаны, в первую очередь, с необходимостью решения вопросов рационального использования водно-энергетических ресурсов рек Сырдарья и Амударья. В связи с экономической необоснованностью российско-кыргызских проектов по строительству Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС необходимо отложить их строительство на 20-30 лет. Россия может собрать все центрально-азиатские республики вокруг другого более эффективного и действительно интеграционного проекта — Кара-Кечиской ТЭС в Кыргызстане. Более восьми лет прошло, как мы инициировали постановление правительства КР о реализации строительства Кара-Кечинской ТЭС. Только глупый не видит эффективность данного проекта перед другими проектами. Не нужно браться за много неэффективных и нереализуемых проектов, в любом случае это скажется на внешнем долге страны. Проект строительства Кара-Кечинской ТЭС решит проблемы с генерацией электрической мощности на ближайшие 50 лет как минимум», - говорится в сообщении. 

Э.Карыбеков также добавил, что стоимость Камбар-Атинской ГЭС-1 в несколько раз превышает стоимость Кара-Кечинской ТЭС. Возведение Кара-Кечинской ТЭС позволит оптимизировать топливно-энергетический баланс страны и региона, а также положит начало обновлению и развитию всей энергетической инфраструктуры Кыргызской Республики. 

Проект строительства Кара-Кечинской ТЭС, по его мнению, принесет не только ощутимые экономические преференции, но и позволит решить ряд экологических, социальных и институциональных вопросов. «Если сейчас не решить вопросы водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, то в скором будущем мы можем стать свидетелями конфликтов в регионе, вплоть до перехода к военным действиям. Считаю, что нужно использовать все возможности для интеграции наших стран. Проект Кара-Кечинская ТЭС является основой для объединения интересов стран региона. На сегодняшний день идет разработка ТЭО по строительству Кара-Кечинской ТЭС частной китайской компанией ТВЕА, что вызывает много вопросов и нареканий в общественных кругах, так как ТВЕА — это сетевая компания, а не станционная. Над так называемом ТЭО модернизации Бишкекской ТЭЦ этой же непрофильной компанией до сих пор смеются в серьезных проектных институтах СНГ. Зачем поднимать электрическую нагрузку в Бишкеке на привозном топливе, если дешевле генерировать электроэнергию на месте расположения угля? Населению Кыргызстана предельно ясно, что кроме как поднять тарифы кыргызстанцам у правительства не хватает ума. Все свои недоработки правительство КР перекладывает на плечи кыргызстанцев. Когда-нибудь за все диверсионные действия в энергетической отрасли страны придется кому-то ответить», - говорится в обращении Э.Карыбекова. Когда-нибудь за все диверсионные действия в энергоотрасли страны придется кому-то ответить, - эксперт Э.Карыбеков. 

Источник: Tazabek.kg

madein.kg

Теги: Электроэнергия   Тарифы   Коррупция    
По теме