Аналитика - Бизнес-аналитика
 
27.04.2007То ли визитка, то ли открытка:

Или какой должна быть визитная карточка современного делового человека .
Говорят, что тщеславие – любимейший из грехов. В правоте этого лишний раз убеждаешься, когда рассматриваешь визитки наших деловых людей. Чего только на них не бывает! Разноцветые, с гербом, флагом или огромным логотипом, с фамилией, высеченной золотыми буквами. А некоторые на своих визитных карточках размещают даже… фотографии. Ярмарка тщеславия да и только! Можно понять, если это делают люди творческие - художники, модельеры, представители шоу-бизнеса, но никак не серьезные бизнесмены и адвокаты.


Трудности перевода

 Вот, например, визитная карточка одного известного в Киргизстане адвоката. По внешнему виду она напоминает заставку к голливудскому блокбастеру. В центре  - то ли Фемида, то ли статуя Свободы, которая мечет громы и молнии, надпись на английском языке  и… герб Киргизстана, а также вовсе не настраивающая на серьезный лад птичка возле адреса и телефонов. Другой адвокат на визитной карточке разместил свою фотографию вместе с сыном, превратив ее в этакий семейный портрет в интерьере. Может быть, это и логично, ведь отец и сын представляют одну контору, но выглядит комично. А их коллега, известная как опытный и серьезный адвокат, украсила свою визитку… небоскребами. Должно быть, дама увлекается архитектурой. Ненавороченная карточка частного детектива с трубкой Шерлока Холмса и скромной надписью, состоящей из имени-отчества, рода занятий и адреса, смотрится куда оригинальней и вызывает больше доверия. Можно понять логику агента по недвижимости, разместившего на своей визитной карточке особняк, или директора клуба любителей кошек, украсившего визитку огромной кошкой. Но… это же не открытки. Богатую коллекцию забавных визиток собрала преподаватель дипломатического церемониала и протокола Американского университета Центральной Азии Наталья Михайловна Мажарова.  

- Вот визитная карточка горе-бизнесмена из Китая, - и Наталья Михайловна показывает кусок желтой бумаги с иероглифами. -  Мало того, что текст на китайском, здесь его никто не прочтет, так еще он указал адреса и телефоны всех своих клубов и магазинов… Ну выпустил бы тогда рекламный буклет, что ли. К тому же она выполнена в виде раскладушки. А на русском языке масса ошибок. Это говорит о том, что человек поскупился на хорошего переводчика, вот и наделал такие ляпы. Затем Наталья Михайловна достала карточку представителя минздрава. Указано отделение, где он работает, золотыми буквами напечатана фамилия, есть адрес. А где же должность? Увы, ее нет, должно быть, увлекшись украшательством, он просто забыл ее указать. А вот визитка частного нотариуса с рамкой по периметру. Брр, как будто похоронная табличка! Мрачную картину дополняют абсолютно черные визитные карточки двух директоров агентств по недвижимости.  

Руководитель киргизско-российского предприятия тоже, видимо, испытывает трудности перевода, потому как «ОсОО» он, не долго думая, перевел на английский калькой OsOO, хотя для общества с ограниченной общественностью в английском языке есть специальный термин Ltd. Есть в коллекции нашего эксперта и визитка с интригующей надписью «просто человек». И этот человек хочет ни много ни мало купить целое предприятие! 


Визитка не должна быть узнаваемой 

Между тем в протоколе четко прописано, какой должна быть визитная карточка делового человека – размера 5 на 9 см, напечатанная на листе плотной белой неламинированной бумаги, без рамки по периметру и закругления по углам. Вертикальные визитки недопустимы. Визитные карточки не могут быть двусторонними, обратную сторону необходимо оставить чистой. Почему? Это легко объясняется. 

- Политика, бизнес и дипломатия – это большая интрига, - поясняет Наталья Мажарова. – Визитная карточка не должна быть узнаваемой. Если вы обменялись на приеме визитками, то никто не должен знать, с кем. Потому что если узнает, может вбить кол в отношения между вами и тем человеком, как-то манипулировать этой информацией.  Конкуренция, как никак. Запомните: номера мобильных и домашних телефонов на визитках не печатают. Если человек действительно заинтересован поддерживать с вами контакты, он может записать их на обратной, чистой, стороне. По протоколу нельзя положить визитку сразу в карман. Недопустимо в задумчивости мять ее на глазах у партнера, вертеть в руках, кусать и т.д. Лучше проявите интерес. Мы должны уделить внимание человеку, спросить, как читается его имя, уточнить должность. Если нужно - прочитать данные своей карточки, ведь зачастую наши  должности непонятны иностранцам. Когда встречаетесь с партнерами, то первым по протоколу визитку вручает хозяин. Обязательно выясните, кто из партнеров босс, чтобы человеку, стоящему ниже по рангу, первым не вручить свою визитку. Иерархия прежде всего. Когда ведете переговоры, разложите визитки перед собой так, как сидят партнеры перед вами. Это не только не возбраняется, а наоборот, считается признаком хорошего тона. Ведь самое главное – запомнить партнера. При этом на обратной стороне – вот почему еще визитка должна быть односторонней – вы можете писать для себя карандашом заметки, что ее обладатель грассирует, курит трубку, долговязый, носит бороду. Самый большой ляп – если вы не узнаете человека, с которым когда-то обменялись визитками. 

Чем серьезней человек, тем скромнее визитка

Визитная карточка может многое сказать о человеке. Никогда не выбрасывайте прежние визитки. Изменился адрес или телефон – обязательно проанализируйте, куда переехала фирма. Ведь она может размещается в центре города, но при этом занимать одну-две комнаты, или построить за городом отдельный офис. А может случиться и так, что дела у фирмы идут настолько неважно, что она переехала в дешевое помещение. Индекс в адресе писать не нужно – на то у вас есть фирменный бланк с реквизитами. А вот если у фирмы несколько телефонов, обязательно их укажите, в том числе свой внутренний номер и телефон секретаря, - это создает впечатление солидности фирмы и ее финансовой устойчивости. Итак, визитка делового человека должна содержать следующие данные: логотип, название фирмы, фамилию, имя, отчество, должность и адрес с телефонами.  На визитке не может быть несколько логотипов, даже если вы работаете сразу в нескольких организациях. Так что лучше напечатайте несколько разных карточек, но с одним логотипом. Герб или логотип могут быть цветными или золотыми, но все-таки лучше сделать визитку достаточно скромной - она должна давать информацию, а не отвлекать внимание. Визитные карточки с фотографией делаются только тогда, когда проходят международные конференции с большим количеством участников. Печатаются визитки на английском  языке и на языке той страны, которую вы посещаете. Золотое правило: чем серьезней человек, тем скромнее его визитная карточка. Существуют также другие виды визиток.

Бывает совместная визитная карточка мужа и жены с указанием фамилии, имени, отчества, адреса и телефона. У мужчин бывают визитки только с фамилией, именем и отчеством, без намека на адрес или должность. Они служат для того, чтобы засвидетельствовать свое почтение или выразить признательность даме, положив в коробку конфет или букет. А у дипломатических работников свои законы. Например, размер визиток президентов и послов несколько больше стандартного – 6 на 10 сантиметров. Но это уже тема для отдельного разговора. Визитная карточка вручается лично, но если официального лица не оказалось, тогда можно оставить ее секретарю, сделав загиб угла или перегнув визитку пополам. Это знак, что она вручена через третье лицо. 

- Вы замечательно рассказали, как все должно быть. Но разве знают наши бизнесмены эти правила? – спрашиваю напоследок эксперта по протоколу.
- К сожалению, знают только единицы. Но скоро, уверена, будут знать все. В протоколе известен случай, когда японские партнеры отказались от встречи с американским партнером, потому что посчитали, что он недостаточно внимательно прочитал их визитные карточки. Японцы даже вручают их двумя руками и с традиционным поклоном. Сами видите, как важно иметь представление об этом, - заключает Наталья Михайловна Мажарова.

Это интересно

 Не только у людей бывают визитки. Всем гостям губернатора американского штата Юта как главную достопримечательность показывают… рыжую кошку, которая живет прямо в здании местного Капитолия и чувствует себя там полноправной хозяйкой. На визитной карточки размещен потрет кошки, есть адрес, телефон и даже электронная почта. В общем, все как положено. Впрочем, появление на американской политической арене козлов, котов и собак давно уже не редкость. За последние несколько лет как минимум в 6 американских городах в выборах мэра участвовали и побеждали животные. Происходит это, как правило, в тихих периферийных местечках, жители которых прекрасно понимают, что экзотический четвероногий мэр, привлекая туристов, принесет гораздо больше пользы, чем любой двуногий, даже деятельный. Интересный опыт. Может быть, и нам стоит заменить некоторых наших нерадивых мэров на животных? Толку-то от них будет не больше, но зато туристов привлечет. 

Источник: Виталий ПОЖАРСКИЙ.
«ДЕЛО №»

www.madein.kg

Теги: Бизнес   
По теме