Аналитика - Бизнес-аналитика
 
30.11.2011Кыргызстан в Таможенном Союзе: бедный родственник или полноправный партнер?

Членство в Таможенном Союзе может  довести Кыргызстан до полной управленческой несостоятельности.

Дискуссии в СМИ вокруг вступления Кыргызстана в Таможенный Союз ведутся не первый месяц. Как противники, так и сторонники этой идеи приводят довольно убедительную аргументацию в свою пользу, иногда обоснованную, но чаще крайне эмоциональную.

Похоже, что руководство страны уже определилось и осталось только завершить все формальные процедуры. Не вызывает сомнений, что в республике собраны политические и организационные ресурсы только для вступления в данный союз. Но, как, же быть уже непосредственно с членством в ТС? Если Кыргызстан ставит перед собой цель быть полноправным партнером в этом союзе, чтобы получить политические и экономические выгоды, то он должен, в буквальном смысле, перестроить очень многое. Начиная от системы государственного менеджмента и заканчивая культурной и социальной политикой.

Есть несколько факторов, которые в значительной степени препятствуют участию республики в ТС, а именно - неспособность кыргызского руководства принять адекватные меры, что может подорвать саму идею нашего участия в нем. Прежде всего – это процветающая уже не один год коррупция в таможенных органах. А также дешевые китайские товары, которые все так же беспрепятственно будут проходить через кыргызскую границу и растворяться на просторах ТС станут головной болью и для Москвы и для Астаны. Кстати, еще несколько лет назад российские таможенники стали бить тревогу – китайские товары стали поступать в РФ с маркировкой «Сделано в Кыргызстане».

Что сможет помешать, уже при новых таможенных условиях поставить надежный заслон контрабандному товару на кыргызско-китайской границе? Присутствие казахских и российских таможенников? Может быть, но и их можно обмануть, или купить. Что с успехом процветает сейчас на кыргызско-казахской таможне. А соблазн и объемы средств в таком нелегальном бизнесе будут просто огромными! Конкуренцию такой контрабанде может составить, наверное, только торговля наркотиками и оружием. К тому же, даже если надеяться на честность и принципиальность таможенников соседних стран, у них все равно не будет возможностей предотвращать всю контрабанду. Ведь борьба с ней – это не просто контроль приграничной полосы или таможенных терминалов. Это еще и целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий на территории республики.

Таких полномочий у них уж точно не будет.

Заявляя о необходимости и готовности вступить в ТС, кыргызские власти не подают ни одного реального сигнала о том, что Кыргызстан будет играть по правилам. Четко понимая смысл союза и необходимости соблюдения правил игры, такой сигнал пока был послан только Казахстаном. Стоить вспомнить недавнее громкое разоблачение целой группы таможенников и пограничников, покрывавших контрабанду товаров народного потребления из Китая. Это можно расценивать и как сигнал партнерам по ТС, и как демонстрацию твердой политической воли и личной решимости Президента Назарбаева навести порядок на своих границах. Но, сможет ли проявить такую решительность новое руководство КР? Если проанализировать весь предыдущий опыт отношений Кыргызстана с большими игроками СНГ, то ответ очевиден – нет.

Руководство Кыргызстана традиционно отличалось тем, что желало иметь бонусы от заверений в вечной и искренней любви к соседям и супердержавам, при этом стараясь всячески увильнуть от исполнения взятых на себя обязательств и обещаний. Самый яркий тому пример – действия Президента Бакиева в отношении американской авиабазы в аэропорту «Манас», (ныне ЦТП) под Бишкеком.

Результатами всех попыток Москвы и Астаны вразумить Бишкек и заставить его бороться с контрабандой китайских товаров станут лишь громкие кадровые перестановки, «незапланированные» визиты высшего руководства на таможенные посты, публичная порка стрелочников. Как вариант, будут  очередные мольбы выделить многомиллионные средства на укрепление границ, на обучение людей, просьбы обеспечить нас техникой, обучить персонал и.т.д. Естественно, все эти полумеры не решат проблему, и тогда нам останется ожидать только более жестких мер воздействия от партнеров по Таможенному Союзу.

Чем же все это может закончиться? Здесь возможны несколько сценариев, причем все они не сулят ничего хорошего населению республики. Если Россия и Казахстан будут стремиться удержать Кыргызстан в ТС любой ценой, то тогда возможно будет создан механизм фактически внешнего управления республикой. Это будет удерживать хоть как-то республику на плаву, но тогда мы окончательно потеряем потенциал для развития. От суверенитета будет отрезан большой кусок, что фактически будет означать его полную потерю. В случае, если Кыргызстан выйдет из ТС, вне зависимости от собственного желания или желания других участников, то в этом случае будет упущено время и растрачены и без того ограниченные ресурсы. А об экономической интеграции в рамках СНГ придется забыть на долгие годы.

В любом случае, Кыргызстану необходимо предпринимать решительные действия для решения внутренних проблем, вызванных, прежде всего дисфункцией системы государственного управления. Проблемы, вызванные внутренними факторами необходимо решать самостоятельно, мобилизовав политическую волю руководства и создав четкие правила поведения политического истеблишмента. Решению этих проблем не поможет ни одно членство в многочисленных организациях и союзах.

У Кыргызстана есть гипотетическая возможность стать столь же значимым игроком на евразийском пространстве как соседние Казахстан и Узбекистан, у которых географически большие масштабы и высокий процент населения. Однако отсутствие у Кыргызстана стратегического видения своей геополитической роли и предпочтение ставить себя в позицию неразвитого и инфантильного партнера, с целью получения очередного гранта или займа на поддержание бюджета или техническую помощь, переводит такую возможность из разряда гипотетической в несостоятельную. 

После свержения президента Акаева, никто из руководства страны не смог или не пожелал  воспользоваться благоприятными обстоятельствами, чтобы улучшить имидж страны и повысить ее возможности. Председательствуя в СНГ во время грузино-осетинского конфликта, Кыргызстан реально мог занять активную позицию и выступить в роли посредника по его урегулированию. После апрельского переворота 2010 г. у страны тоже был шанс кардинально обновиться и реформироваться, избавиться от коррупции. Можно привести еще множество других примеров.

Впрочем, вступление в ТС, как и любая другая региональная и международная инициатива – это ни хорошо, и ни плохо само по себе. Главное – это стремление и желание получить от такого участия максимально возможную выгоду для страны.

Как будут развиваться события дальше? Нам остается только ждать развития событий.

Ясно только одно, те, кто привык использовать тяжелое положение страны для своей собственной выгоды и пиара – в накладе не останутся. А остальным придется, как всегда выживать самим, и «благодарить» власть имущих за «заботу».

Жениш Эркин.

www.madein.kg



Теги: ТС   Политика   Власть   
По теме